Идеальное место для свадеб

Примостье, ресторан русской кухни

Русская кухня, в центре.

Все места

А знаете ли вы, что...

Мощность Словенских ключей

Читать далее, Все факты
Отправить свой факт

Колонка редактора

Наталья Ефимова

На что жалуются невесты, посетив свадебные салоны Пскова?

Выбор свадебного платья – один из самых волнительных и важных моментов подготовки к предстоящему торжеству. Это занятие захватывающее и должно нести...

Все статьи раздела
Хотите такую кнопку на своем сайте?

Свадьба по старинным русским обычаям

В далёком прошлом празднование свадьбы осуществлялось совсем иначе, нежели сейчас - современная свадьба претерпела существенные изменения, многие традиции пришли к нам из Западной Европы и Америки, однако, наряду с этим поддерживается и множество старинных русских свадебных обрядов. Интерес к ним значительно возрос в последние годы.

  Во времена древних славян, положение жены было крайне незавидным: она должна была заниматься хозяйством, воспитывать детей, не жаловаться и не противоречить, демонстрируя полное послушание. Практиковалось у древних славян и многоженство. Если случалось, что муж умирал, жена была обязана сжечь себя на костре, в противном случае вся её семья считалась опозоренной. 

Однако, со временем произошло усложнение обрядовой жизни древних славян, появились некоторые обряды, сопровождавшие вступление в брак.

Свадьба представляла собой комплекс обрядов, которые совершались по порядку, по установленному сценарию. Считалось, что это правильный путь создание семьи. Нарушение этой последовательности или невыполнение одного из свадебных обрядов воспринималось как незавершенность события — несостоятельность брака.

Свадебные обряды, представлявшие собой развернутое театрализованное действие, органично включали в себя специальные песни, плачи, приговоры, присказки, заговоры, игры, танцы.

Помимо обязательных обрядов, был также ряд необязательных.

Главными обрядами русской свадьбы были сватовство, погляды, смотрины, сговор, девичник, молодечник, венчание, свадебный пир, брачная ночь.

Сватовством являлись длительные переговоры сторон, заинтересованных в заключении брака. Инициатива сватовства всегда исходила от родителей парня, которые направляли сватов к родителям понравившейся девушки. Сватовство считалось ответственным делом, ему предшествовал семейный совет с роднёй парня.

Желаннойной невестой считалась высокая, физически сильная, трудолюбивая девушка, умеющая хорошо выполнять все домашние и хозяйственные работы, почтительная к старшим, скромная, с чувством собственного достоинства.

Окончательное решение в выборе девушки принимали родители, но мнение самого парня и родственников тоже учитывалось.

Выбор сватов считался ответственным делом - от умения сватов вести разговор, расположить к себе родственников девушки, хорошо представить семью парня зависел исход дела - родители девушки могли принять или не принять предложение. Обычно сватами становились крестные родители парня или кто-нибудь из его родственников.

Если сватовство было желанным, а парень известен семье, то родители девушки сразу же давали согласие на дальнейшие переговоры о свадьбе. Принятое сватовство еще не означало окончательного согласия на свадьбу. Оно было лишь поводом к обсуждению полученного предложения. После сватовства устраивались погляды, смотрины. Отказ сватам давался всегда в деликатной форме.

Погляды  — посещение родителями девушки семьи посватавшегося парня. Родители и близкие родственники девушки приходили в дом парня, чтобы выяснить его имущественное положение. Приезд гостей обставлялся довольно торжественно. Их принимала вся семья жениха.

Гостям показывали дом, двор, скот, зерно в амбарах, овин, гумно, угощали праздничным обедом, рассказывали семейные предания, старались показать себя и свою родню с лучшей стороны. Если хозяйство жениха не нравилось родителям девушки, это могло послужить причиной отказа в сватовстве.

Смотрины (глядины) — представление девушки посватавшемуся парню и его семье. Смотрины проходили в доме просватанной девушки, на которые приходили жених, его родители и его ближайшие родственники. Кроме того, в дом приглашали девушек — подруг невесты, песни которых сопровождали это обрядовое действие. Нарядно одетую девушку выводили на середину избы, заставляя несколько раз пройтись или повернуться на месте. Сидевшие на лавках гости говорили одобрительные слова в адрес девушки. Мать или отец будущего жениха, стоявшего также в центре избы, говорили своему сыну: «Любуй, любуй девушку, а после не мудруй». Затем просватанных просили пройтись по избе рука об руку, встать на расстеленную шубу, поцеловаться или поклониться друг другу. Девушки хвалили будущую невесту.

На смотринах девушка могла высказать свое недовольство выбором родителей и отказаться от свадьбы: например, она молча уходила из избы и, переодевшись в будничное платье, возвращалась к гостям. Однако обычно смотрины заканчивались общим пиром, на который семья жениха привозила хмельные напитки, а родители невесты ставили угощение.

Сговор — символический акт, закреплявший решение о проведении свадьбы и заключении брака. Он проходил в доме невесты через несколько дней после сватовства. На сговоре присутствовали родители просватанных девушки и парня, а также их ближайшие родственники. Обряд начинался с переговоров о дне венчания, принималось окончательное решение о размерах приданого и кладки, количестве гостей на свадебном пиру.

После сговора отказ от вступления в брак считался невозможным и рассматривался как страшный грех, за который человек должен будет расплачиваться всю жизнь. По крестьянскому обычаю, виновный в нарушении свадебного соглашения должен был оплатить все расходы на свадьбу и заплатить за бесчестье обманутой стороне. Сговор придавал новый статус просватанным молодым людям. Девушка отныне называлась сговоренкой, невестой, а парень — женихом.

Невеста должна была после сговора «кручиниться», «убиваться», т. е. оплакивать свое девичество. Она имела право носить лишь «печальную» одежду, не должна была заплетать косу и расчесывать волосы. Ее голова всегда была покрыта надвинутым на лицо платком. Невеста почти переставала говорить, объясняясь лишь жестами и причитаниями, она передвигалась по дому с помощью подруг, я державших ее под руки. Невеста не должна была выходить за пределы дома-двора, посещать молодежные вечеринки и гулянья. Она могла покинуть дом только затем, чтобы пригласить на свадебный пир родственников, а также чтобы проститься с «белым светом» — соседями, деревней. Невеста постоянно находилась в окружении подруг, которые зачастую и ночевали вместе с ней. Ее полностью отстраняли от всех хозяйственных дел. Невеста должна была готовить с подругами дары, дошивать приданое, настраивала себя на будущую замужнюю жизнь. Считалось, что чем больше невеста плачет, тем легче ей будет жить с мужем. На такие «плаканки» иногда собиралось все женское население деревни.

Поведение жениха после сговора было несколько иным. Он гулял со своей «дружиной» по деревне и соседним деревням, прощаясь с «молодечеством», ежедневно появлялся в доме невесты, одаривая ее подруг гостинцами: конфетами и пряниками.

Каравайный обряд — обрядовое действие, связанное с выпечкой и раздачей каравая во время свадебного пира. Каравай выпекали накануне венчания и брачной ночи или за два-три дня до этого в доме жениха, реже в доме невесты. Каравайный обряд состоял из двух этапов: первый этап был посвящен изготовлению каравая и назывался «каравай валять», второй этап представлял собой деление каравая на свадебном столе — «каравай носить».

Суть каравайного обряда была одинакова на всей территории его бытования, хотя сами обрядовые действия в разных деревнях разыгрывались по-разному. Выпечка каравая символизировала рождение новой жизни и тем самым обеспечивала плодовитость молодой брачной пары. Действующими лицами обряда являлись посаженый отец и посаженая мать жениха, при условии, что они были «согласны в браке», а также молодые женщины-каравайницы, счастливые в семейной жизни, имевшие хороших, здоровых детей. Выпечка каравая, начиная с заготовки муки и воды и кончая раздачей каравая гостям, носила ярко выраженный ритуальный характер. Она начиналась обычно в сакрально отмеченное время, т. е. до захода солнца, с обращения к Богу и святым угодникам: «Благослови нас, Господи, спаси нас, милосливый Козьма-Демьян на Филатушкину свадьбу спечь каравай высокий, веселый!» Действия каравайниц отличались от повседневной выпечки хлеба. Для свадебного каравая воду брали из семи колодцев, муку — из семи мешков; замешивание теста, его постановка в печь проводились нарочито театрально, так же как и вынимание хлеба из печи, раздача его гостям. 

В доме родителей жениха каравай ставили обычно в комнату молодых, где он находился всю брачную ночь. Утром дружка, отправляясь будить молодых, забирал каравай и выносил его в решете к свадебным столам. Придя к гостям, дружка три раза подпрыгивал, разламывал каравай пополам и начинал его делить среди собравшихся за столом родственников молодых.

Девичник — этим словом назывались обрядовые действия, во время которых невеста прощалась с девичеством, и прощальный вечер в доме невесты, проходивший накануне венчания. По традиции, выходя замуж, девушка покидала родительский дом, родное село, подруг, с которыми вместе выросла. Прощание с девичьей жизнью проходило через целый комплекс театрализованных действий. Главными действующими лицами на девичнике были невеста и ее подруги. Обрядовые действия прощания невесты с девичеством обычно начинались сразу же после сговора и длились вплоть до венчания. 

Распущенные волосы невесты символизировали ее готовность к браку, были знаком того, что первый шаг к замужней жизни сделан. Ленты из косы девушки раздавались всем подругам. Действие сопровождалось пением песен, в которых рассказывалось, что «девья красота» гибнет, улетает, покидает девушку. В северных губерниях Европейской России, в Среднем и Верхнем Поволжье, в Сибири, на Алтае прощание с «девьей красотой» сопровождалось посещением невестой с подругами бани. Приготовление бани для невесты и ее шествие туда превращалось в яркое ритуальное действие. Подруги топили баню рано утром, затем девушки приходили к сидевшей в переднем углу избы невесте и приглашали ее пойти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Шествие девушек с невестой в баню возглавлял дружка, который шептал заклятия от нечистой силы, размахивал кнутом и посыпал невесту зерном. Мытье в бане длилось достаточно долго, девушки парили невесту березовым веником, украшенным ленточками, поливали каменку квасом, пивом, посыпали ее зерном, причитали, пели.

Молодечник — один из довенчальных свадебных обрядов, прощание жениха с холостой жизнью. Молодечник проходил в последний предсвадебный день или утром в день венчания в доме жениха в присутствии его родителей, родственников и друзей. Для собравшихся устраивали угощение, во время которого женщины пели свадебные песни. По окончании угощения родня жениха или сам жених отправлялись к невесте с подарками. Молодечник был распространен не так широко, как девичник. Он встречался лишь в некоторых селах Европейской России.

 

Венчание - церемония заключения брака в Православной Церкви, совмещавшаяся с юридической регистрацией в метрических книгах, один из кульминационных обрядов свадьбы.

Обряд венчания проводился в храме священником. Он состоял из обручения, во время которого жених и невеста должны были дать согласие на брак и обменяться кольцами, и собственно венчания, т. е. возложения на головы жениха и невесты брачных венцов, что осмыслялось как наложение Славы Божьей. В христианской традиции венчание считалось таинством и рассматривалось как соединение мужчины и женщины в нерасторжимый Божественный союз, продолжавшийся и после смерти. 

 

Свадебный пир  — главный свадебный пир, проходивший после венчания в доме родителей жениха. В определенном, утвержденном традицией порядке ставились столы, рассаживались гости — приглашенные родственники, размещались зрители — «гляделыцики», подавались еда и напитки, исполнялись песни.

Жениха и невесту, именовавшихся на этом пиру «князем молодым» и «княгиней молодой», сажали на почетное место — в передний угол избы. Гости рассаживались, соблюдая мужские и женские места, в строгой последовательности родства: чем ближе родственник, тем ближе он садился к жениху или невесте. Парни, девушки, соседи, обычно присутствовавшие на свадьбе, считались зрителями и не приглашались к столу. Рассаживанием гостей, а также расположением зрителей занимались дружка, главный сват или свашки. Свадебные столы обязательно накрывали белыми скатертями. По обычаю, сначала на столы раскладывали хлеб и пироги.

 

Брачная ночь - один из основных свадебных обрядов, физическое и правовое скрепление брака. Брачная ночь обычно следовала за венчанием и свадебным пиром и проходила в доме родителей жениха.Местом проведения брачной ночи всегда служило холодное помещение: подклет, клеть, горница, чулан, сенник, баня, амбар, иногда хлев или овчарня. При этом использовались постельные принадлежности из приданого невесты. Высокое брачное ложе сооружали на деревянном настиле. На доски укладывали мешки с мукой, ржаные снопы, несколько матрасов, набитых сеном, иногда перину, множество подушек. Все это покрывали белой простыней с вышитым подзором, спускавшимся до самого пола, красивым одеялом.

После того как устройство брачного ложа было закончено, постельницы укладывали под него кочергу, сковородник, несколько поленьев и обходили постель с веткой рябины или можжевельника, которую потом втыкали в стену. Считалось, что кочерга, сковородник, можжевельник, рябина могут обеспечить новобрачным защиту от злых сил, мешки с мукой и ржаные снопы - благополучие в совместной жизни. Поленья же символизировали будущих детей: чем больше положить поленьев под ложе новобрачных, тем больше будет у них детей. На брачную постель молодых провожали дружка, свашки, иногда все свадебники, т. е. все приглашенные на свадебный пир. Проводы новобрачных сопровождались хохотом, шумом, прибаутками, эротическими наставлениями, песнями.

Добавить комментарий

Чтобы добавить комментарий войдите или зарегистрируйтесь.

Комментарии

Нет комментариев
Написать комментарий (Для пользователей VKontakte)

Поиск по разделу



Елена Ларионова
Osipyasha: Елена! От всей души благодарим Вас за ту веселую и радостную атмосферу, которую Вы смогли создать на нашем Юбилее!!! Ваши прекрасные профессиональные качества были заметны нам и всем приглашенным гостям с самого начала и до самого конца нашего торжества. От мастерства ведущего зависит настроение и общая атмосфера праздника, и мы остались очень довольны, что Вы, Елена, смогли сделать наш праздник незабываемым и радостным, таким, о котором нам теперь очень приятно вспоминать. Желаю Вам быть всегда такой же искренней, внимательной, остроумной, тактичной, веселой и жизнерадостной! Продолжайте и дальше также любить свою работу и будьте во всем счастливы!
Елена Ларионова
Ольгаа: Спасибо вам за отличное проведение свадебного вечера!!!! Всё было очень профессионально!!!!!!!!! Мы остались очень довольны и безумно рады, что именно вы были с нами в этот день! СПАСИБО!!!!!
Свадебное королевство
Алекс\": Купила в салоне свадебное платье. Обслуживание в магазине отвратительнейшее! Продавщицы даже не соизволили к нам подойти и уделить нам внимание. Их слова были: если вы пришли с целью покупки тогда мы дадим вам померить платья, а так нет. Как я могу быть уверенной, что совершу покупку, не примерив? Только когда я сказала, что готова у вас купить, только подберите мне что-то подходящее, тогда они расплылись в улыбке и начали выполнять свою работу. Платье было выбрано и куплено, но ещё было необходимо его немного подшить, а именно верхнее кружево на лопатках. Не спросив меня хочу ли я это сделать у них или в каком-то другом отелье, они навязали мне свою портниху, взяв с меня 1 000 руб.!!! Когда я получила платье (это было за день до свадьбы) я его не узнала!! Оно село абсолютно по-другому, просто отвратительно! Под одной рукой кружево просто болталось, даже не было пришито! За такие деньги это выглядело как халтура! К тому же мне подменили шнурок, он был намного короче, и не доставал до самого верха корсета! Вообще м ассортимент в магазине очень хороший и есть из чего выбрать! Но персонал и услуги портнихи просто отвратительные, испортили всё впечатление, да и сам праздник был немного испорчен! Очень хочется что б руководство этого магазина прислушилось к отзывам, тем более читая на других сайтах отзывы так же не положительные!
Елена Ларионова
tanyakirill: Елена Ларионова замечательная ведущая! Мы и все гости в восторге! Поют вместе с диджеем вживую, много конкурсов, много шуток, скучать не приходилось)) Всем рекомендуем, не пожалеете. Взрослое поколение и молодежь все довольны! Мы безумно рады что Елена провела этот замечательный и знаменательный для нас праздник!))
Юлия Пушкарь
vadim8991: Супер ТАМАДА!!!! Рекомендация от видеографов Пскова!!!!
Юлия Пушкарь
Марина Рубан: Если хотите испортить свою свадьбу, если хотите превратить ее в детский утренник, если хотите что бы ваши гости получили нелицеприятные комментарии в свой адрес от ведущей, то тогда вам , конечно, к Юлии!!! В первый, и очень надеюсь, в последний раз, я была гостем на свадьбе, где вместо "Горько" кричали " гип-гип-ура", где в процессе свадьбы пели детские песни( почему не песни из советских кинофильмов, например), и учили детские танцы криксиков!!! Из уст ведущей не прозвучало ни одного тоста в честь молодых и их родителей, ни одной здравицы и пожелания молодым, ни в стихах, коих много на просторах интернета. ни в прозе. Она не смогла завести молодежь, гости практически не танцевали...Никому не пожелаю такую ведущую, вроде и активничала всю свадьбу, не сидела, но все не в то русло... Если не изменит свою программу, то она сама должна платить, что б ее нанимали!!!
Елена Ларионова
Nadin3103: Советую всем Елену Ларионову!!!Свадьба была 2года до сих пор под впечатлением!))Все гости остались довольны,просили номер телефона доя проведения своих мероприятий!Елена индивидуально подходит к каждой паре,поэтому не бойтесь,что будут повторения!Елена с наступающим вас ДР!))
Купидон, свадебный салон
алёнка1111: была в январе 2015 года, выбирала платье. ужасное обслуживание с наплевательским отношениям к пожеланиям клиента. после примерки третьего платья озвучили, что примерка платная, 500 (!) рублей за платье. можно подумать они потом его стирают после всех! попросила товарный чек, бабуля в фуфайке не могла сообразить, какое же основание придумать, за что деньги берут (конечно, примерка свадебного платья платная - где это видано?!), кассовый чек не дают, конечно, картой рассчитаться нельзя....не стала скандалить, так как была с мамой и крестной мамой (она и платила). авто не стала у них заказывать, а то еще накинули бы пару тысяч в свадебный день!!! так что Дорогие невесты!!! пожалейте свое настроение и деньги, не обращайтесь туда!!!! шаражкина контора!!!!!!